Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства

Воспитание ребенка дошкольного возраста: методики и средства

Для родителей период воспитания детей дошкольного возраста – один из самых сложных. Вопросов много: как подготовить ребенка к школе, на что обратить внимание, какие критерии должен соответствовать дошкольник, чтобы быть успешным и легче адаптироваться к учебе?

Начиная с момента рождения и до поступления в школу, ребенок проходит интересный и сложный путь первого знакомства с миром. Он учится определять, что можно делать, а что – нет, какой вкус, запах и ощущение оставляет то или иное явление. Ребенок делает свои первые шаги и произносит свои первые слова, учится пользоваться горшком, выполнять простые поручения. Но школа – это новый этап, от готовности к которому зависит жизнь ребенка в будущем. Важны такие моменты: жажда знаний, готовность учиться, легкость в обучении, умение читать, физическая подготовленность и умение общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, на интерес к учебе и умение адаптироваться в коллективе напрямую влияют наличие собственных понимания добра и зла и принципов морали.

Способы и методы воспитания детей

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности, который помогает ребенку готовиться к жизни в обществе. Это передача опыта, развитие определенных качеств и умений. Как правило, на пути воспитания детей используются три основных метода: наказание, поощрение и личный пример.

Последний метод, который заключается в копировании привычек и поведения взрослых, считается самым эффективным. Однако, следует помнить, что метод «кнута и пряника» тоже работает, но только в меру. Чрезмерное наказание может привести к угнетению инициативы, созданию психологической травмы, особенно если ребенок не понимает, за что его наказывают. Чрезмерное поощрение может привести к избалованности и формированию схемы отношения к жизни, основывающейся на шантаже, когда ребенок соглашается выполнять свои обязанности только взамен определенных благ или удовольствий.

Идеальным было бы, чтобы родители помнили о том, что они сами являются примером для своих детей. Если вы не занимаетесь спортом, то заинтересовать ребенка в этом деле будет трудно. Если вы не читаете книги, а много времени проводите в Интернете, то не удивляйтесь, что ваш ребенок не интересуется литературой.

Развитие ребенка в возрасте от 1 до 5 лет является очень важным и ответственным периодом, когда ребенок формирует свою личность, приобретает необходимые навыки и учится осознанно взаимодействовать с окружающим миром.

С первых месяцев жизни малыш начинает познавать мир: он изучает предметы, слушает различные звуки, узнает родных и близких людей. Однако главный рывок в интеллектуальном развитии происходит к 2 годам: ребенок начинает формировать навыки абстрактного мышления, его память и воображение развиваются.

Чтобы стимулировать развитие малыша, рекомендуется использовать игры и различные занятия: читать ему книги, петь песенки, заниматься творчеством и играть в игры вместе.

Однако к 3 годам ребенок сталкивается с кризисным периодом, когда он начинает осознавать себя как личность. В данной ситуации очень важно построить правильное общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность и особенности характера.

Также очень важно развивать речь у маленьких детей, потому что она служит для них основным средством общения. За этот период происходит тренировка речевой функции, обогащение словарного запаса и развитие моторики.

Наиболее популярным видом занятий на этом этапе развития является игра. Однако с возрастом игры становятся более сюжетными и малыши начинают более осознано участвовать в них.

К 4 годам ребенок вступает в дошкольный период и родители смещают акцент на воспитание, обучение и развитие психики. Однако стоит помнить, что также важно заботиться о физическом развитии малыша. На этом этапе у ребенка формируются основные чувства, определяется эмоциональная составляющая личности и его характер, а также развивается моторика и мышление.

Физическое развитие в детском возрасте играет важную роль в формировании выносливости, работоспособности и здоровья ребенка. В течение первых 6-7 лет жизни формируется общая выносливость и идет интенсивный рост, в то время как дети наиболее активны и много двигаются. Это время – наиболее благоприятный период для формирования привычки к здоровому образу жизни и укрепления иммунитета.

Как же помочь ребенку развиваться физически? В первую очередь, нужно укреплять здоровье и формировать осанку, предотвращая возможность развития плоскостопия. Кроме того, в этом возрасте необходимо формировать жизненно необходимые двигательные навыки, такие как бег, плавание и лазание, а также развивать ловкость, выносливость, скорость и координацию.

Родители могут помочь своему ребенку в физическом развитии, предоставив ему пространство и возможность для занятий и самим являясь примером здорового и активного образа жизни. Совместные занятия (зарядка, пробежка, плавание) могут быть весьма полезными и интересными для ребенка. Также можно обзавестись домашним спортивным инвентарем для занятий, например, шведской стенкой, турником, фитболом или скакалкой.

Но что делать, если родителям не хватает времени и сил, чтобы контролировать физическую активность ребенка? В таком случае можно отдать ребенка в спортивную секцию, кружок или на специальные занятия по детскому фитнесу. Вариант с занятиями по детскому фитнесу может быть даже предпочтительнее, поскольку такие занятия проводятся в увлекательной форме, помогая укрепить мышечный корсет, улучшить координацию и обладают широким спектром (от йоги до плавания и танцев).

Умственное развитие

Физическое воспитание является основой для здоровья и хорошего самочувствия вашего ребенка. Но умственное воспитание может значительно облегчить учебу в школе. Умственное воспитание включает в себя развитие любознательности, познавательного интереса, памяти, внимания, речи, мышления, творческого восприятия мира и воображения.

Существует множество навыков, которыми должен обладать ребенок в возрасте от 6 до 7 лет перед первым классом. Не все они перечислены ниже, однако вот несколько основных:

  • Копировать в точности узор или движение. Уметь находить до шести отличий между разными предметами. В течение 15 минут выполнять одно задание без отвлечения. Скорость и самостоятельность выполнения этих заданий свидетельствуют об уровне внимания ребенка.
  • Рисовать, штриховать картинки без выхода за границы. Владение карандашом и кистью, а также способность видеть строку и не выходить за ее пределы поможет ребенку развить мелкую моторику. Это, в свою очередь, облегчит процесс обучения письму.
  • Читать небольшие стихи наизусть, пересказывать сюжет прочитанной книжки, рассказа, помнить 3-4 предложения и 8-10 картинок. Все эти умения говорят о том, какая память у дошкольника.
  • Владеть математическими умениями: знать цифры (в прямом и обратном порядке), складывать и вычитать, соотносить цифру и количество предметов, уметь определять время, знать формы предметов (круг, квадрат, треугольник).
  • Знать ФИО (свое и родителей), а также город/страну/область своего проживания. Иметь представление о временах года, месяцах, днях недели, времени суток, животных и птицах, цветах и деревьях. Все это относится к знакомству с окружающим миром.

В процессе дошкольного воспитания следует уделять внимание сенсорному восприятию (развитию органов чувств), мыслительной деятельности, становлению речи, воспитанию любознательности (то есть, «научить ребенка учиться»), формированию общего элементарного представления об окружающем мире.

Что могут сделать родители?

  1. Заниматься дома, используя различные развивающие игры. Сегодня существует огромное количество разных систем, помогающих формировать у ребенка те или иные знания и навыки.
  2. Просто больше общаться, читать, рассказывать. Например, гуляя, можно считать дома, птичек на деревьях, кошечек, искать только красные или синие машины, определять номера домов и т.д.
  3. Отдавать ребенка на специальные занятия в группы, специализированные дошкольные учебные заведения, где с дошкольником будут работать профессионалы, помогающие подготовиться к первому классу.

Воспитание ребенка является непрерывным процессом, включающим в себя ряд важных аспектов. Один из них – формирование моральных принципов, то есть нравственное и духовное воспитание ребенка. Важно, чтобы ребенок к моменту поступления в первый класс усвоил представления о справедливости, заботе, доброте, вежливости, а также качества, которые помогут ему успешно учиться в школе – самостоятельность, ответственность, настойчивость, организованность.

Многое в этом вопросе зависит от родителей. Они могут общаться с ребенком, стараться его выслушать, объяснять, почему тот или иной поступок плох. Чтение книг и просмотр фильмов вместе с ребенком, анализ героев и их поступков также помогут в формировании моральных принципов. Важно уважать достоинство ребенка, создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье и поощрять самостоятельность и инициативность.

Также к нравственному воспитанию можно отнести формирование вкуса, интереса к искусству и т.д. Для этого можно посещать интересные ребенку выставки, детские спектакли и читать книги.

Однако нынешний ритм жизни значительно усложняет задачу современных родителей обеспечить полноценное всестороннее развитие ребенка. Многие задачи требуют системного подхода, на реализацию которого своими силами у родителей не всегда хватает времени и возможностей, особенно при наличии нескольких детей. Оптимальным решением может стать посещение современных детских центров образования и развития, где процесс обучения и воспитания более разнообразен, увлекателен и эффективен. В некоторых специализированных дошкольных учебных заведениях также есть соответствующие курсы, помогающие родителям в воспитании и развитии своих детей.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *